Сегодня на красноярской земле начала свою работу юбилейная XV Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования».
В течение двух последних лет (2021 – 2022 годы) конференция «Современная дидактика» проходила в онлайн-формате. Это позволило подключиться к конференции педагогическим работникам из самых разных уголков страны. Но надо признаться, что, как бы ни был хорош дистант, все мы, кто уже не впервые принимает участие в конференции по дидактике, скучали по живому общению с коллегами и надеялись на очную встречу. И вот сегодня нашим надеждам суждено было сбыться! Мы встретились, мы снова вместе, и мы можем обсуждать наболевшие профессиональные вопросы, глядя другу в глаза!
Более 500 участвующих в первом дне конференции работников образования нашли возможность приехать на форум из разных уголков Красноярского края и многих других регионов России, включая Москву, Санкт-Петербург, Иркутскую и Томскую область, Забайкальский край, а также Республики Хакасия, Тыва и Саха (Якутия).

Все мы знаем, что 2023 год объявлен Президентом России В.В. Путиным Годом педагога и наставника – в крае запланировано проведение более 50 масштабных мероприятий, направленных на повышение престижа педагогической профессии и поддержки педагогов. Наша конференция по дидактике стала одним из первых мероприятий Года педагога и наставника: именно в этот год ключевой темой конференции выбраны актуальные для педагогов подходы к развитию техник и технологий организации учения.
О проведении Года педагога и наставника, о важности профессии учителя, от которого зависит будущее страны, напомнила первый заместитель министра образования края Наталья Викторовна Анохина. В своем приветственном слове Наталья Викторовна рассказала о необходимости создания единого образовательного пространства и требованиях к нему, заложенных в проекте «Школа Минпросвещения». Наталья Викторовна отметила высокое значение конференции для развития дидактического знания «как такового» – как фундамента высококлассного образования, как методологической и технологической гарантии его качества – и подчеркнула актуальность вопросов развития самостоятельности и инициативности учителя, распространения современных технологий в условиях создания единого образовательного пространства. Также Наталья Викторовна выразила благодарность основателям, организаторам и активным участникам конференции за большой вклад в развитие системы образования Красноярского края и вручила благодарственные письма Министерства образования Красноярского края Павлу Аркадьевичу Сергоманову, Алексею Борисовичу Воронцову, Виктору Георгиевичу Васильеву, Ирине Геннадьевне Литвинской, председателю оргкомитета конференции Елене Анатольевне Чигановой. Добрые слова благодарности были сказаны и в адрес ветерана КК ИПК, основателя конференции «Современная дидактика» Манука Ашотовича Мкртчяна, который планировал, но, к сожалению, не смог принять участие в конференции.


Ирина Геннадьевна Литвинская в ответном слове предложила вспомнить и отметить основателей в Красноярском крае того мощного дидактического направления (коллективного способа обучения), которое неизменно представляет свои наработки в рамках конференций Современная дидактика и качество образования» – Виталия Кузьмича Дьяченко и Манука Ашотовича Мкртчяна.
Об актуальности педагогического авторского действия в условиях стандартизации образования в своем выступлении рассказала Елена Анатольевна Чиганова, кандидат педагогических наук, ректор КК ИПК. Доклад Елены Анатольевны был призван одновременно задать базовые вопросы (и основную «интригу») общего обсуждения в рамках конференции, заведомо предполагающего разнообразие позиций, и продемонстрировать базовую позицию и приоритеты КК ИПК в рамках этой дискуссии. В самом начале доклада Елена Анатольевна отметила, что стандартизация, происходящая в настоящее время в отечественном образовании, должна рассматриваться и использоваться не как сигнал к «сворачиванию» инициатив в сфере образования, но, напротив, как система ресурсов для реализации подобных инициатив. Точно так же система научно-методической поддержки педагогов и педагогических коллективов должна быть ориентирована не на передачу им некоего «необходимого» содержания и способа деятельности, а на развитие их собственного потенциала, лишь оформляемого и усиливаемого за счёт включения в общую систему «правил игры».
Необходимость в профессиональной самостоятельности педагогов и авторском характере их деятельности, с точки зрения Е.А. Чигановой, обусловлена значимыми социальными и социокультурными переменами, требующими от образовательной системы максимально оперативного и результативного реагирования, поскольку, по высказыванию Питера Друкера, «в нестабильной ситуации главную опасность создают не сами по себе непредсказуемые события, а реагирование на них по логике вчерашнего дня».



Два поставленных вопроса, которые должны стать стержневыми для конференции (а возможно, и для последующих изысканий):
- Как развивать вариативность технологий организации обучения в условиях стандартизации (и использовать эту стандартизацию в качестве опора и ресурса для вариативности)?
- За счёт каких мер можно и нужно обеспечить технологическую революцию в образовании не только на уровне концепций и прототипов, но и на уровне полного инструментального и управленческого обеспечения?
Обосновывая необходимость авторских действий в образовании, порождаемых ими вариативных подходов к решению профессиональных задач, в целом технологической революции, Елена Анатольевна привела ряд эмпирически фиксируемых феноменов. Общество (в том числе, подростки и юношество, то есть прямые адресаты образовательной системы) быстрее осваивает технологические новации, чем система образования, которая тем самым теряет для соответствующих социальных групп своё значение. Но и в самой системе образования количество результативных инновационных практик растёт быстрее, чем происходит их осмысление и технологическое оформление. В целом «стихийные» социокультурные процессы опережают развитие образования как института, что делает его потенциально неуправляемым (как отметила Елена Анатольевна, педагоги в своей практике всё больше не опираются ни на какую дидактическую систему). Анализ этих и иных эмпирических вызовов позволил выделить следующие базовые противоречия:
- Противоречия педагогической деятельности:
- классно-урочная система затрудняет реализацию системных методов и средств обучения;
- работа по регламентированной программе обедняет образовательную среду;
- ученики всё в большей степени удовлетворяют свои образовательные запросы вне школы, а у школы, напротив, нарастает инертность, не позволяющая зафиксировать эти запросы и подобрать способы работы с ними.
- Базовое противоречие в управлении профессиональным развитием – между системными вызовами, стоящими перед системой образования, и индивидуальным характером ответа на них как педагогов, так и отдельных педагогических коллективов. Иными словами, педагогических инициатив встречается очень много, но каждая из них уникальна, её сложно тиражировать и почти невозможно увязать с иными инициативами.
Исходя из анализа этих противоречий, была сформирована и представлена базовая гипотеза содержательно-управленческого решения: инновационный процесс должен стать предметом деятельности многопозиционных школьных команд, которые позволяли бы, с одной стороны, формировать общие приоритеты, с другой – координировать инициативы между собой так, чтобы одни из них становились ресурсами для других. В основе работы таких команд должен лежать коллективный замысел образовательных организаций относительно собственного будущего, обеспечивающий для конкретного учителя адекватное построение собственного профессионального действия. Следовательно, поддержка педагогических инициатив должна носить «двойной» характер: с одной стороны, обеспечивать персональные пробы учителя, с другой стороны, сопровождать разработку образовательными организациями коллективных проектов и планов деятельности.
Далее Елена Анатольевна сделала обзор существующих в нашем Институте направлений научно-методического сопровождения как отдельных педагогов, так и коллективов: Краевой педагогический марафон, базовые площадки Института, работа с региональным методически активом, сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, формирование Регионального атласа образовательных практик (РАОП) и другие. Были отмечены как достижения, обеспечиваемые каждой из форм, так и задачи их дальнейшего развития в рамках обозначенных выше задач и приоритетов. В качестве ключевого кластера технологий Елена Анатольевна определила построение сетевых коопераций, разного масштаба, во всех случаях нацеленных на научно-методическое сопровождение, на создание условий для пробного авторского профессионального действия.






В ходе обсуждения доклада были зафиксированы следующие тезисы:
Стоит отдельно остановиться на очевидном противоречии между индивидуальным характером педагогических проб и коллективным, командным характером работы учреждения.
А.Б. Воронцов
Это противоречие может быть снято за счёт использования представлений Э.В. Ильенкова об авторстве как о конкретной реализации результатов коллективного труда (если ставится задача, она решается каждым педагогом на своём месте, а потом делается сборка, взаимообмен находками и их рефлексия, индивидуальный результат обеспечивает усиление и развитие коллективного).
Т.Н. Ищенко
«Авторское» может пониматься и как творческое – тогда стоит говорить про формирование педагогами (и коллективами!) уникальных решений и перспективных идей.
Е.Н. Васильева
Требуется точно обозначать предметность, в рамках которой реализуется авторское действие; в качестве особого типа авторства стоит рассматривать максимально успешное применение общеизвестной технологии в конкретной нестандартной ситуации («авторизацию» этой технологии); необходимо специально проработать «языки», позволяющие описывать авторские практики так, чтобы они могли тиражироваться.
П.А. Сергоманов
Целесообразно отдельно остановиться на возможном выходе в процессе авторского действия за рамки деятельности учения: какой тогда окажется базовая деятельность учеников, какие задачи она будет решать, как ею будет нужно управлять (при том что без этого выхода за границы исходного профессионального опыта исходная педагогическая деятельность утратит эффективность).
В.Г. Васильев
Имеет смысл определить те принципы, основания, механизмы, по которым будут отбираться педагоги и коллективы, получающие научно-методическую поддержку.
С.Ю. Андреева
Е.А. Чиганова предложила базовые ответы на поставленные вопросы и отзывы на предложенные суждения. Однако в целом их предстоит более детально обсудить и проработать в ходе конференции!
Следите за нашими новостями!