Не секрет, что для того, чтобы решится использовать в классе (группе) новую технологию, нужно сначала опробовать ее на себе и убедиться в ее полезности и применимости.
А где можно одновременно увидеть самый большой спектр применяемых в крае педагогических технологий, как не на конференции по дидактике? Именно здесь можно выбрать и опробовать техники и подходы, о которых слышал, читал, интересовался, но не имел возможности увидеть в деле.
В ходе подготовки к конференции неожиданно выяснилось, что педагогов и преподавателей, желающих поделиться своим опытом и наработками с коллегами, – так много, что 2-дневный формат конференции не мог вместить в себя такое количество мероприятий ни при каких обстоятельствах. Отбор был непростым. Лидеры системы образования – почётные работники образования, заслуженные учителя Красноярского края, победители и призёры профессиональных конкурсов, руководители проектов, воспитатели и педагоги общего образования, преподаватели КК ИПК, КГПУ имени В.П. Астафьева, физмат-школы СФУ, педагогических колледжей и системы среднего профессионального образования – подготовили для участников форума мастер-классы и уроки для практической демонстрации использования в педагогической деятельности разных подходов к обучению и применение разнообразных педагогических техник и технологий. Чтобы передать атмосферу практической части конференции, несколько примеров мы вам представим.
В названии мастер-класса от лицея № 9 «Лидер» «Создание медиапродукта в мастерской по русскому языку «Редакция Ф + М»» (филология и медиа) угадываются и другие смыслы – фьюжн и микс: творческий союз педагогов-профессионалов (Светланы Бантыш и Сергея Цветкова), фееричная эклектика гуманитарной предметности и современных медиа-форматов (от буктрейлера и комиксов до лонгридов и подкастов). Авторы мастер-класса считают: учителям не нужно бояться давать детям сложные и необычные задания. Популярность и некоторая публичность, внезапно обрушившаяся на учащихся при выполнении нестандартных заданий, может стать отличным мотиватором для их обучения!
На мастер-классе «Передача управления учением на уроке свободной работы» участники попробовали себя в роли учеников 4-го класса, которые объединились в группы и составляли задачи на движение для других групп. Учителя разных предметов вспоминали свой школьный опыт в процессе их решения. В какой-то момент граница между игрой и реальностью «стёрлась», и участники почувствовали настоящий азарт: возмущались «нерешаемыми» задачами, составленными друг другу, соревновались на скорость в их решении. Мастер и фасилитатор впоследствии признались, что самым сложным в этой ситуации было не вмешиваться и оставлять «ученикам» свободу управления учением.
На мастер-классе «На перекрестке интерпретаций» прекрасная Наталья Алексеевна Морева (учитель МБОУ «Агинская СОШ № 2» Саянского района, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края» 2014 и 2018 годов, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Красноярского края» 2022 года, победитель федерального конкурса «Флагманы образования» 2022 года) показывала тонкую интеллектуальную работу с интерпретациями репродукций картин и литературных текстов. Неожиданно для участников площадки Алексей Борисович Воронцов (кандидат педагогических наук, главный редактор Департамента раннего развития и начальной школы ООО «СберОбразование», доцент дирекции образовательных программ МГПУ, г. Москва) заострил внимание на конкретных дидактических вопросах, чем взволновал присутствующих, резко повысив градус обсуждения и превратив работу мастер-класса для аудитории в мастер-класс для самого мастера.
На интерактиве «Проблемы и способы их решения на внеурочном мероприятии» от неравнодушного классного руководителя Сергея Сергеевича Сергеева (победителя конкурса «Учитель года Красноярского края 2018, 2022 годов, учителя истории и обществознания ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 1», г. Дудинка) была поставлена и профессионально решена задача перевода учителей в позицию учеников. Кроме актуальной тематики предложенных ситуаций (проблемы с родителями, буллинг, проблемы выбора профессии) мастер-класс был полон метафорическими и символическими заданиями (решить проблемы = развязать узелочки на веревочках, встать в круг спинами друг к другу и потом развернуться, увидеть лица), обращением к притчам. По мнению автора мастер-класса, одна из главных задач педагога – не «расплескать», не потерять доверие ученика, возникшее к учителю.
Татьяна Дмитриевна Фицнер (автор и разработчик пособий ТАФИ, арт-педагог, педагог дошкольного образования, учитель начальных классов, социальный педагог, методист педагогического кванториума при Институте детства и арт-педагогики в ТГПУ) при демонстрации использования вязаного дидактического материала рассказывала о том, что в последнее время появился сильный спрос со стороны родителей и общества на воспитание духовности у детей раннего возраста и снижение агрессии у дошкольников постарше. В решении этих проблем хорошо помогает разработанная в Томской области технология «Мягкая среда» и методы арт-терапии («Вязаная графика», прикосновение, моделирование, сказки…). Использование данной технологии хорошо показало себя в Томской и Новосибирской областях, и теперь томичи приехали на конференцию, чтобы найти партнёров в Красноярском крае!
Покупая букеты цветов или выращивая их дома на подоконнике, вы задумывались когда-нибудь над тем, что это не цветы, а цветки? А ведь это не одно и то же! И это педагоги поняли, побывав на мастер-классе Бабич Елены Ивановны, учителя биологии МБОУ «Салбинская СОШ» Ермаковского района. А всё благодаря тому, что она проводит уроки на основе теории и технологии Способа диалектического обучения (СДО). Данный способ был разработан красноярскими учеными – Гончаруком Анатолием Иосифовичем и Зориной Валентиной Лазаревной. СДО обладает широкими возможностями в решении задач современного образования. Елена Ивановна продемонстрировала, как развивает мышление обучающихся на примере темы урока «Цветок». Используя дидактические средства Способа диалектического обучения, среди которых структура определения понятия, классификационные схемы, комплект карточек, состоящий из шести элементов, учитель развивает у школьников умение применять логические операции с изучаемыми понятиями. Одни участники мастер-класса ушли в восторге от учителя и его урока, другие – в задумчивости, т.к. ничего подобного ранее не видели, возможно, и не всё поняли. Но это поправимо: в ККИПК можно пройти курсы и освоить теорию и технологию СДО и использовать его дидактический инструментарий для достижения планируемых результатов, развития мышления, формирования объективной самооценки образовательных результатов и др. По окончании мастер-класса, выходя из аудитории, многие его участники сказали: «Как хочется учиться у такого Учителя!». И это высшая оценка мастера!
Опыт наставничества «ученик-ученик» вызвал живое обсуждение участников мастер-класса по инклюзивной образовательной практике «Пусть дети учат друг друга» и напомнил о советской школе «шефства». Мы снова говорим о «давно забытом старом», как о ценной практике, которую нужно переложить на новые обстоятельства. Участники матер-класса были единодушны с авторами мастер-класса: «Дети могут лучше понять объяснения друг друга. А потом они возможно еще и подружатся. Относиться к инклюзии нужно как к ситуации развития для всех».
Применение модели «Ротация станций» было показано на уроке математики в технологии смешанного обучения. Участников мастер-класса заинтересовали нюансы подготовки к такому уроку с учетом особенностей школы, трудности оценивании работы ученика на уроке, анализа учителем результатов учеников и выстраивания дальнейшей работы.
На мастер-классе «Техники наставничества в практической подготовке будущих специалистов» представляли техники наставничества, которые используются для формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов в Красноярском педагогическом колледже № 1 им. М. Горького (вовлечение, наблюдение, рефлексия, а также сочетание самостоятельной работы, рефлексии с практической подготовкой…). Мастера площадки на практике показали, как техника вовлечения позволяет создавать эффективные пары наставник-наставляемый на основании ценностных ориентиров, объединенные общей мотивацией, и как это влияет на создание качественных неформальных ИОМов.
Мастер-классы заканчивались, а в холлах Института продолжалось оживленная дискуссия о прошедших мастер-классах.
А теперь – некоторые впечатления участников мастер-классов:
«Было много движения, общения – хочется продолжения… Вдохновляющее событие!»
«Очень продуктивно прошел мастер-класс «Задачный подход». Прекрасно то, что сначала была проведена практическая часть, а после – теоретическая. Все было доступно, понятно, есть стимул работать и стремиться к улучшению образовательного результата».
«Способы разработки заданий к тексту – мастер-класс, оставивший отпечаток в моём педагогическом сознании!!! Спасибо!»
«Спасибо большое за проведённый мастер-класс: вся информация была полезной и познавательной – непременно примем в своей работе данные приёмы!»








