Видео и презентации VIII конференции (2016)

VIII Всероссийская научно-методическая конференция, 28-29 января 2016 г.
«СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ:
СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО В ОБУЧЕНИИ»

Темы и аннотации пленарных докладов конференции-2016
(видео см. после)

Крылова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, проректор по научно-методической работе, г. Санкт-Петербург.
Тема доклада: «Дидактика 3D»

Дидактика едина, не смотря на появление множества терминов, например, cемиотическая дидактика, коммуникативная дидактика и т.д. Однозначно можно говорить о появлении новой дидактики за счет изменения смыслов ее составляющих: от принципов до содержания и процессуальных компонентов. Огромное влияние на развитие дидактики оказывает одно из системных изменений современного образования, проявляющееся в изменении соотношения коллективного, индивидуального и персонализированного в обучении.

Мкртчян Манук Ашотович, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, зам. министра образования и науки Республики Армении, г. Ереван.
Тема доклада: «Коллективный характер учебного процесса как необходимое условие реализации индивидуальных образовательных программ»

Будет обсуждаться проблема определения понятий коллектива и коллективного в философии и дидактике. Далее перейду к понятию характер учебного процесса, приведу схему «сущность коллективных учебных занятий», что и позволит обсуждать основной тезис, оформленный как заголовок доклада.

Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, проректор по информатизации, г. Москва.
Тема доклада: «Результативный учебный процесс в меняющейся образовательной среде»

Будет обсуждаться меняющийся хронотоп, в котором предпринимаются попытки организовать учебу. Новые возможности, которые появились для достижения желаемых образовательных результатовкаждым учеником. Их освоение и есть одна из главных задач современной дидактики.

Минова Маргарита Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, зав. лабораторией методологии и технологии коллективного способа обучения, г. Красноярск.
Тема доклада: «Методологические основы сопоставления дидактических в аспекте соотношения индивидуального и коллективного в обучении»

Будут выделены основные дидактические характеристики разных типов учебных занятий и образовательных систем и произведено их сопоставление в аспекте соотношения индивидуального и коллективного.

Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», директор АНО «Независимый центр оценки качества образования», доцент кафедры педагогической психологии Московского психолого-педагогического университета, г. Москва.
Тема доклада: «Коллективное обучение и индивидуальное учение: возможности, результаты и эффекты»

  1. В ходе общего образования необходимо различить «коллективное обучение» как систему постановки и решения учебных задач в классе и «индивидуальное учение» как систему учебных действий учащегося по постановке и решению собственных образовательных задач.
  2. Два эти процесса должны идти одновременно и параллельно, пересекаясь в определенных образовательных местах за пределами классно-урочной системы традиционного репродуктивного обучения.
  3. На каждой ступени образования определяющей (ведущей) является один из двух процессов, который определяет и развивает другой процесс. Так, например, в начальной школе коллективное обучение (коллективно-распределенная учебная деятельность) порождает (запускает) индивидуальный процесс учения через формирование умений учиться. В основной школе – индивидуальное учение необходимо и порождает коллективные формы совместностей в образовании подростков. В старшей школе – индивидуальная образовательная программа как личностно-значимый проект, требующий коллективного обсуждения и корректировки в ходе его реализации.
  4. Возможности сочетания этих двух процессов задаются методологией развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова) и современной нормативно-правовой базой. Результатом такого подхода может стать более эффективная и качественная реализация индивидуальных образовательных программ школьников, а эффектом – формирование таких качеств личности как самостоятельность, инициатива и ответственность, которые и должны составлять основы современных ключевых компетентностей человека.
  5. Эффективное и результативное сочетание коллективного обучения и индивидуального учения возможно построить, только опираясь на методологию развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова). До тех пор пока не будет содержание и технология системы РО осмыслена и реализована педагогами в массовой школе, процесс индивидуализации в образовании в рамках школы будет оставаться исключительно только «желанием и мечтой», а процесс коллективного обучения подменяться фронтальной работой школьников в рамках классно-урочной системы.

Блинов Геннадий Николаевич, КГБУ «Центр социально-экономического мониторинга» при Министерстве экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края, заместитель директора по науке, г. Красноярск.
Тема доклада: «Единство индивидуального и коллективного как всеобщий дидактический принцип культурно-исторической концептуализации мышления и обучения»

  1. Назначение доклада состоит в том, чтобы актуализировать вопрос о движущих силах смены технологий обучения в современном мире.
  2. Автор исходит из того, что технологии обучения являются следом общественно закрепленной (то есть понятой и принятой обществом) трансформации мышления.
  3. Принцип единства индивидуального и коллективного рассматривается применительно к кардинальной смене мышлении, а затем в отношении к технологиям обучения.

Бутенко Андрей Викторовичкандидат физико-математических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, г.Красноярск.
Тема доклада: «Сотрудничество, конкуренция и коэволюция как категории дидактики»
В докладе будет рассмотрена проблематика индивидуального, группового, коллективного в рамках различения заданного категориями сотрудничество, конкуренция и коэволюция. На основе сопоставления процессов становления/ формирования/ выращивания по-разному определяемых в различных дидактических системах, запросов современного общества в качестве наиболее перспективных направлений обозначены дидактические разработки, обеспечивающие процессы учения, обучения в режиме коэволюции.

Каждый докладчик выступал дважды: в первый день – с «домашней заготовкой», на следующий день – с отношением к содержанию других пленарных докладов.

Видео

Крылова О.Н. АнохинаН.В. Открытие конференции.  Дидактика 3D.

Воронцов А.Б. Коллективное обучение и индивидуальное учение возможности, результаты и эффекты.

Мкртчян М.А. Коллективный характер учебного процесса.

Уваров А.Ю. Результативный учебный процесс в меняющейся образовательной среде.

Минова М.В. Методологические основы сопоставления дидактических систем.

Бутенко А.В. Сотрудничество, конкуренция и коэволюция как категории дидактики.

О.Н. Крылова Анализ докладов первого дня.

Г.Н. Блинов Анализ докладов первого дня.

М.В. Минова Анализ докладов первого дня.

А.В. Бутенко Анализ докладов первого дня.

М.А. Мкртчян Анализ докладов первого дня.

А.Б. Воронцов Анализ докладов первого дня.

А.Ю. Уваров Анализ докладов первого дня.

Заключительное заседание. Подведение итогов конференции.

Презентации пленарных докладов

Крылова О.Н. «Дидактика 3D»

Уваров А.Ю. «Результативный учебный процесс в меняющейся образовательной среде»

Уваров А.Ю. «К персонализированному обучению (Информатика для каждого)»

Минова М.В. «Методологические обоснования сопоставления дидактических систем в аспекте соотношения индивидуального и коллективного»

Воронцов А.Б. «Пленарный доклад Коллективное обучение и индивидуальное учение» (весь доклад)

Мкртчян М.А. «Доклад 29.01.2016»

Блинов Г.Н. «Дидактический конвейер современных профессионально-педагогических движений»