Конференция «Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада» завершила свою работу. Обзор полученных результатов

Завершила свою работу ежегодная, XIII конференция «Современная дидактика и качество образования», организуемая с 2009 года Министерством образования Красноярского края и Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В 2021 году тема конференции была в максимальной степени привязана к актуальным технологическим, социально-экономическим и социокультурным изменениям – к становлению нового технологического уклада и к тем механизмам, за счёт которых он воздействует на сферу образования, в том числе, на дидактику как познавательную дисциплину, обеспечивающую результативные процессы обучения и учения. Именно поэтому специальная тема конференции была сформулирована как «Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада».

В 2021 году конференция воспроизводила популярную образовательную технологию «перевернутый класс»: пленарные доклады, содержащие базовые содержательные установки, были сделаны заблаговременно и опубликованы как видео-ролики, чтобы все участники конференции могли ими оперативно воспользоваться как своими ресурсами. Обсуждение докладов также происходило в режиме комментариев в чате на информационных ресурсах конференции. Основной же процесс происходил в максимально интерактивных деятельностных форматах, предполагающих формирование новых научных и методических представлений «здесь и сейчас». И уже в конце конференции те же эксперты, которые выступали с пленарными докладами, провели рефлексию её общих результатов и зафиксировали основные направления и рациональные решения в развитии современной дидактики.

В течение двух дней работы конференции состоялось 6 лент по 90 минут, каждая из которых включала в себя от 3 до 6 деятельностных площадок. Всего в рамках конференции, не считая её пленарной части, содержательной процедуры открытия и итоговой дискуссии, состоялось 35 площадок, характеризующихся многообразием тем и форм проведения. При этом были четко обозначены базовые тематические направления:

– Основные принципы, средства реализации, результаты деятельностного подхода в образовании в контексте новых реалий.

– Модели новой школы, в том числе, основные параметры их цифровой среды и механизмы управления.

– Актуальные задачи индивидуализации и персонализации образовательного процесса, требования и ограничения их решения, конкретные технологии и инструменты (в том числе, модели и инструменты соответствующих педагогических позиций – тренеров, наставников и др.).

– Возможности и «точки применения» существующих инновационных педагогических разработок в ситуации смены технологического уклада (например, способа диалектического обучения).

– Формирование современных видов и типов грамотности: актуальность, задачи, конкретные технологии и соответствующие им практики.

– Задачи и наиболее результативные модели преобразования конкретных учебных дисциплин и направлений образовательной деятельности (например, дошкольного образования) при становлении нового технологического уклада.

– Новые направления работы с родителями, порождаемые социальными и культурными переменами, и соответствующий им инструментарий.

Каждое из этих направлений обусловлено новыми инфраструктурно-технологическими, социально-экономическими, культурно-психологическими реалиями, в том числе, проявляющимися в ходе взаимодействия с родителями учеников и с самими учениками.

В результате своей работы площадки представили широкий спектр предложений к новым дидактическим разработкам и механизмам их внедрения, актуальных как для Красноярского края, так и в целом для Российской Федерации. Наиболее часто встречающиеся рекомендации оказались связаны с определенными процессами:

  • внедрением в образовательную практику конкретных деятельностных методик или комплексных технологий;
  • организацией и методическим обеспечением работы педагогов по реконструкции и анализу актуальной образовательной ситуации учеников;
  • более точным определением базовых понятий и категорий образовательной деятельности, а на этой основе – с корректировкой конкретных механизмов деятельности;
  • построением многопозиционной системы педагогического сопровождения тех или иных процессов.

Итоги конференции подводили:

  • Чиганова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск;
  • Ильина Нина Фёдоровна, доктор педагогических наук, проректор по научно-методической и внебюджетной деятельности, ученый секретарь Ученого совета Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск;
  • Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», г. Москва;
  • Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лаборатории индивидуализации и непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, президент МТА, г. Москва;
  • Попов Александр Анатольевич, доктор философских наук, заведующий лабораторией открытого образования ФИРО РАНХиГС, заведующий лабораторией компетентностных практик образования ИСП МГПУ, генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование», г. Москва;
  • Львовский Владимир Александрович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, г. Москва;
  • Блинов Геннадий Николаевич, методист центра развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Красноярск;
  • Бутенко Андрей Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Сибирского федерального университета, г. Красноярск (модератор итоговой экспертной дискуссии).

Ильина Н.Ф. была не только модератором итоговой дискуссии, но и автором собственных тезисов, активным участником обсуждения, помогающим спикерам оформить ключевые тезисы.
В ходе этой дискуссии спикерами были проблематизированы как различные представления о механизме детерминирующего воздействия современных инноваций на сферу образования, так и некоторые базовые понятия. Так, А.Б. Воронцов обозначил, что технологический уклад не влияет на дидактику напрямую, определяет ее лишь через систему образовательных результатов. В.А. Львовский даже назвал своё выступление «Деятельностный подход в образовании: миф или реальность». Одновременно Т.М. Ковалева поставила вопрос о наиболее точных и функциональных определениях актуального в наше время типа мышления и экосистемного подхода в образовании.

Подробное описание итоговой экспертной дискуссии мы представим вашему вниманию позднее. Пока зафиксируем лишь основные ее выводы, которые могут быть успешно использованы в работе и педагогов, и управленцев:– Необходимо обеспечить максимально вариативный характер образовательного пространства – лишь при этом условии персонализация станет реальностью, а не благим пожеланием.– При построении как управленческих, так и конкретно дидактических решений, необходимо учитывать социально-экономическую и социокультурную специфику конкретных муниципальных образований и поселений, удерживая растяжку между базовыми культурными нормами и локальным культурным пространством, в рамках которого ученику предстоит осваивать и апробировать эти нормы.– Необходимо выстроить новую предметность, по-прежнему основанную на познавательной дисциплине, но организованную в деятельностном залоге или же предполагающую освоение иначе устроенных явлений действительности, чем те, которые фиксируются научным познанием.– Необходимо, чтобы работники образования ориентировались на ситуации принципиальной неопределённости и в этой ситуации были готовы конструировать и реализовывать новые системы образовательной деятельности.– В рамках дидактических разработок необходимо делать особую исследовательскую и методическую ставку не на «стабильные» возрасты, а на переходы между возрастами.

Материалы конференции, имеющие максимально прикладное значение, способные сорганизовать и сориентировать работу педагогического коллектива, продолжают обрабатываться и публиковаться на информационных ресурсах конференции. Подробнее ознакомиться с материалами конференции можно здесь.