Заключительная площадка конференции

Завершилась красноярская конференция по современной дидактике обсуждением пленарных докладов и традиционной рефлексией.

Виктор Георгиевич Васильев (к. ф-м.н., профессор СФУ) напомнил педагогам об «открытом действии» Д.Б.Эльконина. Открытое действие – это когда родитель вкладывает ребенку в руку игрушечную машинку, начинает вести с ним эту машинку и в определенный момент отпускает его руку. А ребенок продолжает вести машинку сам. В открытом действии появляется самостоятельность, и становится видно, как ребенок начинает действовать сам. Задача учителя состоит в том, чтобы видеть в любых задачах «клеточку» ученического действия, вовремя «отпускать руку». А задача дидактики состоит в том, чтобы научить детей обнаруживать смыслы своего действия и делать шаги самостоятельности по отношению к внешнему миру.

Алексей Борисович Воронцов (к.пед.н., генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель правления Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО», доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва) считает, что традиционное обучение на 80% состоит из трансляции репродуктивных знаний, именно поэтому дети, возвращаясь с летних каникул, забывают – чему их учили в прошлом учебном году, и стартовые контрольные (без повторения пройденного материала) пишут хуже, чем весной. Многолетняя практика показывает, что дети, занимающиеся по программам развивающего обучения – со стартовыми контрольными справляются не хуже, а иногда и лучше, чем с весенними. То есть у них во время каникул мышление не отключается. Это доказывает преимущество развивающего обучения. Если в крае дети учатся в разных системах обучения – традиционной, КСО и РО, то было бы интересно провести сравнительные исследования по учебной самостоятельности для этих детей (5-ые, 9-ые классы) и сравнить результаты. Где проявляется настоящее образование, а где под тонким слоем КСО и РО прячется традиционное обучение?

Павел Аркадьевич Сергоманов (к.психол.н., ВРИО директора Психологического института РАО, г. Москва) предупреждает, что в дискуссиях о самостоятельности нужно различать и обсуждать и самостоятельное и автономное действие. Также нам не обойтись без интерпретации авторских школ, которые в настоящее время воспринимаются в негативном ключе и без развития модели периодизации развития учителя. Оксана Семёновна Островерх (доцент СФУ, директор детского развивающего центра «Зебра») предлагает для усиления модели периодизации развития учителя нужно развернуть ее не в описательном ключе, а управленческой и проектной позиции, должен быть конструктив – что с этим делать управленцам. А Андрей Викторович Бутенко (к.физ-мат.н., доцент СФУ) отметил, что модель периодизации развития учителя будет интересна, когда в ней будет видно, в каком отношении проявляется искусственное (через управление) сжатие этапов развития педагога.

Артем Симонович Соловейчик (главный редактор Издательского дома «Первое сентября», г. Москва) говорит о том, что главная задача учителя – учить всех без отбора и без разбора, не теряя достоинства. Другого способа преодолеть кризис в образовании у нас нет. А задача дидактики заключается в том, чтобы учитель понимал – как можно это делать – учить всех и каждого.

Татьяна Михайловна Ковалева (д.пед.н., проф., зав. лабораторией индивидуализации и непрерывного образования ИНО МГПУ, Президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации, г. Москва) считает, что, несмотря на интенсивный обмен педагогическим опытом во время конференции, конференция по дидактике предназначена не для решения текущих задач, а для определения задач стратегического развития дидактики в современных условиях развития искусственного интеллекта и быстро меняющегося мира. Татьяна Михайловна поделилась своими соображениями, как произошел переход от концепта «знания – умения — навыки» к концепту «компетентности», и чем сейчас обусловлен переход от концепта «компетентности» к «грамотностям». «Вписать» «функциональные грамотности» в педагогику – одна из задач конференции по современной дидактике.

Несколько интересных тезисов высказал Геннадий Николаевич Блинов (начальник отдела экспертизы проектов и привлечения инвестиций Центра социально-экономического мониторинга и инвестиционной деятельности):

— мы продвигаемся от дидактики объясняющей — к дидактике, порождающей взаимодействие;

— субъектом является образовательная общность, как открытая целостность вхождения в позиционную карту;

— заниматься самообразованием, учить себя – значит, относится к себе — как к другому, то есть рефлексивно…

Артем Симонович Соловейчик напомнил о том, что нужно много времени посвящать родителям, и обсуждать с ними темы, актуальные и для родителей, и для учителей, например, тему «Как сохранить доверие детей».