Работа секций во второй день конференции

На площадках второго дня конференции продолжился обмен опытом и разговор о современной дидактике и ее дальнейшем развитии.

На одной из дискуссионных площадок конференции красноярские, московские и ярославские эксперты обсудили подходы к построению региональной модели непрерывного профессионального мастерства педагогических работников. В обозримом будущем в рамках реализации национального проекта в крае начнет действовать Центр непрерывного профессионального педагогического мастерства по модели «Стандарт» (ЦНППМ), который будет заниматься становлением функциональной грамотности педагогов, непрерывным ростом профессионального мастерства, становлением самостоятельности учителя и, в конечном счете — становлением способности учителя добиваться новых образовательных результатов школьников.

Представленный проект региональной модели НППМ находится в разработке, поэтому в его адрес прозвучало много вопросов, идей и предложений экспертов, которые могут быть взяты на вооружении для совершенствования проекта.
Вот лишь некоторые из них:
Чем будет отличаться повышение проф.мастерства педагогов от традиционного повышения квалификации – более практикоориентированными формами обучения (стажировки, пробы, эксперименты, собственные проекты, сопровождение), фокусированием внимания на тематике функциональных грамотностей, или новым содержанием проф.мастерства?

Что является ключевой «клеточкой» проф.мастерства, в отличие от повышения квалификации. И в чем будет состоять «прирост» проф.мастерства?

Должны ли центры НППМ заниматься определением профессиональных дефицитов учителей, изучением образовательных запросов, существующих в муниципалитетах и школах, и оказывать услуги по ликвидации обнаруженных дефицитов и удовлетворению этих запросов? (То есть должны ли Центры НППМ работать на решение сиюминутных задач или придерживаться стратегической линии развития образования в крае?)

Каким образом новые центры будут сотрудничать с муниципалитетами края и будут ли они «заточены» на помощь в решении специфических образовательных проблем территорий края?

Каким образом новая институция должна встроиться в существующую региональную систему образования, и должно ли сотрудничество с образовательными организациями края и страны носить характер научного сопровождения?

Будут ли центры НППМ «взращивать» мастерство педагогов или они будут предоставлять педагогам возможности и площадки для реализации педагогических идей и развития их мастерства?

Могут ли центры НППМ быть педагогическим инкубатором, своеобразной «фабрикой» — с лабораториями, проектными и патентными бюро, биржами…?

Будут ли центры НППМ экспертами образовательных программ ДПО всего региона и навигаторами в сфере ДПО?

Каким образом педагоги края могут понять, что новый центр нужен для их профессионального развития, что им без него не обойтись?

На мастер-классе «Технология решения проблем в формировании учебной самостоятельности» участники познакомились с двумя техниками рефрейминга «Снятие ментальных блоков» и «Лестница Абстракции».

В начале мероприятия каждый участник высказал свои ментальные блоки по поводу того, почему развитие самостоятельности в школе не удаётся. Затем в группах участники мастер-класса «перефразировали» ментальные блоки коллег, показав позитивную сторону блока. В результате данного такта удалось частично снять напряжение и увидеть, как проблема может быть представлена позитивно с помощью креативного (дивергентного) мышления.

Второй и самый трудоёмкий текст — «Лестница Абстракции». Работая в мини группах, участники определяли, для чего нужно формировать самостоятельность и какие конкретные шаги можно предпринять. «Двигаясь» вверх и вниз по лестнице, – от конкретного к абстрактному, – 7 групп выработали решения проблем, поставив цели и предложив конкретные решения для их достижения.

Второй день конференции включал в себя несколько презентационных площадок, на которых был представлен опыт реализации проектов. Например, на презентационной площадке «Образовательное событие как условие становления учебной деятельности» Т.А. Жихарева презентовала образовательное событие, организованное в рамках проекта «Школьные меридианы». Докладчиком обозначены 2 этапа создания образовательного события (подготовительный, разработческий) и его структурные элементы: проблема, тема, цель, содержание. Отметим, что на протяжении всей работы презентационной площадки слушатели находились в активной позиции – вовлекались в дискуссию, осуществляли пробы в формулировании проблемы, темы, цели образовательного события.

На презентационной площадке «Оценка уровня учебной самостоятельности: электронный инструментарий оценки итогового проекта учащихся 9 класса», «Электронное портфолио учащегося» (модератор Т.И. Федулова) выдвинут тезис, что уровень сформированности учебной самостоятельности зависит от уровня сформированности УУД. Представленный инструментарий позволяет оценивать универсальные учебные действия в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Отмечены следующие положительные моменты введения электронного инструментария:

• обработка образовательных результатов и оформление портфолио обучащихся в автоматическом режиме;

• планирование дальнейшей продуктивной работы над устранением выявленных дефицитов благодаря объективной оценке образовательных результатов;

• наблюдение, отслеживание динамики каждого ученика и класса в целом.

Участникам секции «Интеллектуальные соревнования для обучающихся 5-9 классов: пространство для тьютерского сопровождения и учебной самостоятельности» был представлен к обсуждению проект: «Инфраструктура интеллектуальных соревнований в г. Красноярске». Ведущими было раскрыто само понятие «интеллектуальные соревнования». Были актуализированы возможности и необходимость тьютерского сопровождения и подготовки к Олимпиадам учащихся 5-9 классов.

Предложены способы исследования ресурсов г. Красноярска, которые помогают учащимся 5-9 классов достигать высоких результатов на Олимпиадах. Уточнялись возможные организационные ресурсы и был представлен обзор ближайших образовательных событий, важность которых заключается в креативном подходе к организации и содержанию.

Второй день конференции завершился обсуждением пленарных докладов на мероприятии под названием аквариум «Диалоги об учебной самостоятельности (по материалам пленарных докладов)» и традиционной рефлексией.