Рабочие площадки первого дня конференции

Во второй половине первого дня конференции «Современная дидактика и качество образования» обсуждение проблем и подходов становления учебной самостоятельности проходило не только в форматах малых пленумов, семинаров и круглых столов, а также в новых форматах профессиональной коммуникации – представлении и обсуждении импульс-докладов и TED-докладов, форсайт-сессии, фиджитал митапа, публичного баттл-диалога.

Участники конференции обсуждали дидактические характеристики учебной самостоятельности детей в разные возрастные периоды. Предпосылкам учебной самостоятельности в дошкольном детстве был посвящен круглый стол. Отвечая на вопрос «Как развитие инициативности детей в детском саду связано со становлением учебной самостоятельности в школе?», Татьяна Ивановна Юстус поделилась с коллегами результатами пятилетнего исследования метапредметных результатов детей при переходе из детского сада в начальную школу в Красноярской гимназии № 1 «Универс».

По итогу, было выдвинуто суждение о том, что для изменения ситуации в дошкольном образовании необходимы изменения в профессиональной подготовке (СУЗы и ВУЗы) и повышении квалификации педагогических работников дошкольного образования (а именно: организация культурных образовательных практик).

На круглом столе «Обмен успешными кейсами по проблеме обеспечения формирования учебной самостоятельности младших школьников» (модератор В.Г. Васильев) наибольший интерес вызвало сообщение о формах формирования учебной самостоятельности: использование платформы ШИО (Школа индивидуального обучения), самостоятельное изучение тем, мастерская, образовательные модули.
Дискуссию вызвали вопросы:
· Как у ребенка младшего школьного возраста возникает потребность в теоретическом знании?
· За счет чего достигается положительная динамика формирования учебной самостоятельности?
· Как коррелирует учебная самостоятельность с реальными отметками школьников?

Особенности организации и сопровождения деятельности школьников в условиях традиционных и новых методов обучения, направленных на развитие учебной самостоятельности обсуждались на семинаре «Учебная самостоятельность школьников в предметной области ”Технология”».
С докладами выступили представители Красноярского краевого института повышения квалификации: А.И. Логинов, О.Н. Богданова, Л.А. Варламова. Опытом организации проектной деятельности в СОШ №97 г. Железногорска поделился Е.А. Карташов. М.Ю. Морозов озвучил особенности использования метода кейсов в деятельности детского технопарка «Красноярский Кванториум». Особенностью проведения площадки была параллельная работа детей младшего школьного возраста по самостоятельной сборке робототехнического конструктора, что стало объектом обсуждения и определило новый круг вопросов: Нужен ли ребенку взрослый для формирования учебной самостоятельности? В чем его функция? В чем отличие результатов учебной деятельности ребенка при разных формах организации образовательного процесса?

Для старшеклассников были представлены видеопрезентации двух образовательных проектов Ассоциации открытого образования: «Российская компетентностная олимпиада» (участники в течение 10 дней погружаются в мир создания новой цивилизации на новой планете и шаг за шагом сами создают эту цивилизацию и определяют своё место в ней) и «Big Data» (погружение в изучение языка программирования Python…), впервые реализованный в Кузбассе в рамках Национального проекта «Образование». Оба проекта, несмотря на свою разнонаправленность являются примерами настоящего образования.
По мнению Александра Попова — президента Ассоциации лидеров практик неформального образования, автора монографии «Дидактика открытого образования», настоящее образование невозможно осуществлять в школах, и не нужно требовать с массовой школы невыполнимых функций. Школа – это место трансляции знаний и обучения. И это – хорошо. Настоящее образование реализуется в других специально организованных местах в рамках дополнительного образования. Настоящее образование – это образование, при котором происходит самоопределение старшеклассников, в том числе профессиональное, это образование, которое формирует практическое мышление (управляющее, рефлексирующее, замыкающее, рамочное) и пробуждает креативность…
Он считает, что задачей специалистов сферы образования является необходимость самим овладеть управленческим мышлением и научиться пользоваться имеющимися финансовыми ресурсами для реализации своих образовательных проектов.

На конференции работали площадки, посвященные учебной самостоятельности детей с ОВЗ, в которых были представлены нетрадиционные форматы мероприятия.
На площадке «Возможности современной дидактики в становлении учебной самостоятельности обучающихся с ОВЗ» состоялся «публичный баттл-диалог», который оказался привлекательным для учителей с точки зрения представившейся возможности поделиться собственными, услышать разные точки зрения на волнующую проблему. Мнения участников разделились, однако, большая часть участников баттл-диалога, пришла к выводу, что в современной дидактике есть достаточное количество инструментов, которые можно использовать для формирования учебной самостоятельности у обучающихся с ОВЗ относительно большинства нозологий.
Импульс-доклад и педагогическую игру «Работа с родителями детей с ОВЗ по развитию и поддержке учебной самостоятельности» провели на другой площадке. Ведущие импульс-доклада познакомили участников с проектом по работе с родителями детей с ОВЗ «Седьмой лепесток» и обозначили актуальность проблемы развития учебной самостоятельности у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе обсуждения темы были выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются родители и намечены пути их преодоления. Выделены особенности родительской позиции, такие, как непринятие поведения ребенка и недостаточное осознание важности родительской роли в формировании учебной самостоятельности.

Новый формат профессионального мероприятия – Фиджитал Митап, который предполагает активное использование цифровых технологий для организации цифрового общения, был представлен центром иноязычного образования ККИПК. Участники на площадке и те, кто присоединился онлайн, смогли познакомиться с опытом коллег по развитию самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку.
На ярких примерах из практики было показано, что педагоги, осваивающие новые технологии, участвующие со своими подопечными в проектах разного уровня (от школьного до международного), планирующие своё непрерывное профессиональное развитие, способны обеспечить развитие компетенций, необходимых для становления полноценной личности. Такой личности, которая способна принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, осознавать многообразие современного поликультурного мира.

Использование цифровых технологий для учебной самостоятельности было представлено в одном из пленумов, на котором освещался опыт работы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по формированию цифровой образовательной среды муниципалитета, субъекта РФ, обеспечивающей реализацию НП «Образование»
Генеральный директор компании «МЭО», д.п.н. член-корр. РАО Александр Михайлович Кондаков представил арсенал цифровых технологий, которые сегодня функционируют в рамках национального проекта «Образование». В выступлении Александра Михайловича было отмечено, что создание единой цифровой образовательной среды заявлено одним из приоритетов национального проекта «Образование», майским указом Президента Российской Федерации закреплены задачи по развитию цифрового общества. Были выделены цели формирования единой среды, одной из которых является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В ходе работы были представлены практические примеры и опыт применения контента, разработанного специалистами компании «Мобильное Электронное Образование» для эффективного мониторинга и управления системой образования области в целях достижения современного качества образования и удовлетворения образовательных запросов.

Во второй день представители разных подходов и направлений по становлению учебной самостоятельности продолжат разговор о современной дидактики и ее дальнейшем развитии.