Начался первый день работы конференции «Современная дидактика и качество образования»

30 января на базе Физико-математической школы СФУ началась XII Всероссийская конференция «Современная дидактика и качество образования». В этом году ключевой темой конференции стали проблемы и подходы в становлении учебной самостоятельности.
В первом дне конференции приняли участие более 600 человек из большинства городов и районов Красноярского края, гости из Москвы, Новосибирска, Ярославской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, республики Тыва.
Среди участников: А.Б. Воронцов (к.п.н., генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель правления Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО», доцент Дирекции образовательных программ МГПУ), А.Ф. Головач (директор ГБОУ Новосибирской области «Областной центр образования»), А.В. Золотарева (д.пед.н., проф., ректор Ярославского ИРО),Т.М. Ковалева (д.пед.н., проф., зав. Лабораторией ИНО МГПУ, Президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации), А.М. Кондаков (д.пед.н., проф., член-корреспондент РАО, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование»), С.Г. Косарецкий (к.психол.н., ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»»), Д.С. Курмашев (руководитель образовательных проектов компании «Мобильное электронное образование»), А.В. Павлов (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»»), А.А. Попов (д.филос.н., заведующий лабораторией Открытого образования ФИРО РАН ХиГС, заведующий лабораторией компетентностных практик образования МГПУ), П.А. Сергоманов (к.психол.н., врио директора Психологического института РАО), А.С. Соловейчик (главный редактор Издательского дома «Первое сентября»).

После приветственного слова министра образования Красноярского края Светланы Ивановны Маковской и ректора Красноярского института повышения квалификации Елены Анатольевны Чигановой с вводными докладами выступили спикеры конференции.

Первым выступил Виктор Георгиевич Васильев (к.ф-м.н., профессор СФУ), который в своем докладе «Самостоятельность как цель и средство учебной деятельности» подчеркнул особую роль совместной деятельности учеников по решению учебной задачи в формировании учебной самостоятельности через интериоризацию способов решения, не известных ученику ранее, но появляющихся в процессе взаимодействия его с другими учениками и выделяемых с помощью рефлексии. Самостоятельность при этом не является целью образования, это средство становления субъекта учебной деятельности и одновременно средство достижения образовательного результата.
Оживленную дискуссию вызвал доклад Маргариты Васильевны Миновой (к.п.н., зав. Лабораторией методологии и технологии коллективного способа обучения ККИПК) «Учебная самостоятельность в системе коллективного обучения по индивидуальным программам». Актуальным для аудитории оказался вопрос о том, переносится ли учебная самостоятельность, формируемая в ситуации коллективного обучения, на ситуацию другого коллектива, либо на ситуацию, не предполагающую включенности ученика в группу.
В своем докладе «Цифровое образование: матрица возможностей для становления учебной самостоятельности обучающихся» А. М. Кондаков подчеркнул, что главной темой подобных дискуссий являются вызовы, на которые должна ответить система образования.
Стремительные изменения в обществе и в экономике диктуют настоятельную необходимость менять образование – делать так, чтобы оно позволяло формировать устойчивый навык применения полученных знаний в практикоориентированной деятельности: «Нужны люди, которые определяют будущее. Это не люди, которые владеют технологиями, это люди, которые создают эти технологии».
Среди ключевых компетенций, необходимых современной экономике, ведущие российские компании практически не называют знаний по учебным предметам, но важнейшее место отводят способностям, позволяющим человеку стать субъектом деятельности, способным в сотрудничестве или индивидуально достигать требуемого результата. И ключевой мотивацией XXI века можно назвать мотивацию учить себя.
А. А. Попов в докладе «Становление учебной самостоятельности в конструировании социокультурного объекта» выразил восхищение смелостью собравшихся, обсуждающих широчайший спектр вопросов, относящихся к дидактике.
Он сопоставил понятие самостоятельности с понятием самоопределения и подчеркнул, что для индивидуализации образования необходима гибкая образовательная система, позволяющая развивать практическое мышление, необходимое для дальнейшего становления нынешнего ученика как будущего профессионала.
После пленарной части участники конференции продолжили работу не только в форме традиционных докладов, семинаров и круглых столов, но и в новых форматах профессиональной коммуникации – представлении и обсуждении импульс-докладов и TED-докладов, форсайт-сессии, фиджитал митапа, публичного баттл-диалога, «дидактического театра», мастер-классов и мастерских, погружении в интерактивные обучающие «аквариумы».
Презентации:
Презентация к докладу Миновой М.В.; письменный текст доклада Миновой М.В.;
Презентация к докладу Попова А.А.
Презентация к докладу Васильева В.Г.
Презентация к докладу Кондакова А.М.