Конференция «Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада» завершила свою работу. Обзор полученных результатов

Завершила свою работу ежегодная, XIII конференция «Современная дидактика и качество образования», организуемая с 2009 года Министерством образования Красноярского края и Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В 2021 году тема конференции была в максимальной степени привязана к актуальным технологическим, социально-экономическим и социокультурным изменениям – к становлению нового технологического уклада и к тем механизмам, за счёт которых он воздействует на сферу образования, в том числе, на дидактику как познавательную дисциплину, обеспечивающую результативные процессы обучения и учения. Именно поэтому специальная тема конференции была сформулирована как «Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада».

В 2021 году конференция воспроизводила популярную образовательную технологию «перевернутый класс»: пленарные доклады, содержащие базовые содержательные установки, были сделаны заблаговременно и опубликованы как видео-ролики, чтобы все участники конференции могли ими оперативно воспользоваться как своими ресурсами. Обсуждение докладов также происходило в режиме комментариев в чате на информационных ресурсах конференции. Основной же процесс происходил в максимально интерактивных деятельностных форматах, предполагающих формирование новых научных и методических представлений «здесь и сейчас». И уже в конце конференции те же эксперты, которые выступали с пленарными докладами, провели рефлексию её общих результатов и зафиксировали основные направления и рациональные решения в развитии современной дидактики.

В течение двух дней работы конференции состоялось 6 лент по 90 минут, каждая из которых включала в себя от 3 до 6 деятельностных площадок. Всего в рамках конференции, не считая её пленарной части, содержательной процедуры открытия и итоговой дискуссии, состоялось 35 площадок, характеризующихся многообразием тем и форм проведения. При этом были четко обозначены базовые тематические направления:

– Основные принципы, средства реализации, результаты деятельностного подхода в образовании в контексте новых реалий.

– Модели новой школы, в том числе, основные параметры их цифровой среды и механизмы управления.

– Актуальные задачи индивидуализации и персонализации образовательного процесса, требования и ограничения их решения, конкретные технологии и инструменты (в том числе, модели и инструменты соответствующих педагогических позиций – тренеров, наставников и др.).

– Возможности и «точки применения» существующих инновационных педагогических разработок в ситуации смены технологического уклада (например, способа диалектического обучения).

– Формирование современных видов и типов грамотности: актуальность, задачи, конкретные технологии и соответствующие им практики.

– Задачи и наиболее результативные модели преобразования конкретных учебных дисциплин и направлений образовательной деятельности (например, дошкольного образования) при становлении нового технологического уклада.

– Новые направления работы с родителями, порождаемые социальными и культурными переменами, и соответствующий им инструментарий.

Каждое из этих направлений обусловлено новыми инфраструктурно-технологическими, социально-экономическими, культурно-психологическими реалиями, в том числе, проявляющимися в ходе взаимодействия с родителями учеников и с самими учениками.

В результате своей работы площадки представили широкий спектр предложений к новым дидактическим разработкам и механизмам их внедрения, актуальных как для Красноярского края, так и в целом для Российской Федерации. Наиболее часто встречающиеся рекомендации оказались связаны с определенными процессами:

  • внедрением в образовательную практику конкретных деятельностных методик или комплексных технологий;
  • организацией и методическим обеспечением работы педагогов по реконструкции и анализу актуальной образовательной ситуации учеников;
  • более точным определением базовых понятий и категорий образовательной деятельности, а на этой основе – с корректировкой конкретных механизмов деятельности;
  • построением многопозиционной системы педагогического сопровождения тех или иных процессов.

Итоги конференции подводили:

  • Чиганова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск;
  • Ильина Нина Фёдоровна, доктор педагогических наук, проректор по научно-методической и внебюджетной деятельности, ученый секретарь Ученого совета Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск;
  • Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», г. Москва;
  • Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лаборатории индивидуализации и непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, президент МТА, г. Москва;
  • Попов Александр Анатольевич, доктор философских наук, заведующий лабораторией открытого образования ФИРО РАНХиГС, заведующий лабораторией компетентностных практик образования ИСП МГПУ, генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование», г. Москва;
  • Львовский Владимир Александрович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, г. Москва;
  • Блинов Геннадий Николаевич, методист центра развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Красноярск;
  • Бутенко Андрей Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Сибирского федерального университета, г. Красноярск (модератор итоговой экспертной дискуссии).

Ильина Н.Ф. была не только модератором итоговой дискуссии, но и автором собственных тезисов, активным участником обсуждения, помогающим спикерам оформить ключевые тезисы.
В ходе этой дискуссии спикерами были проблематизированы как различные представления о механизме детерминирующего воздействия современных инноваций на сферу образования, так и некоторые базовые понятия. Так, А.Б. Воронцов обозначил, что технологический уклад не влияет на дидактику напрямую, определяет ее лишь через систему образовательных результатов. В.А. Львовский даже назвал своё выступление «Деятельностный подход в образовании: миф или реальность». Одновременно Т.М. Ковалева поставила вопрос о наиболее точных и функциональных определениях актуального в наше время типа мышления и экосистемного подхода в образовании.

Подробное описание итоговой экспертной дискуссии мы представим вашему вниманию позднее. Пока зафиксируем лишь основные ее выводы, которые могут быть успешно использованы в работе и педагогов, и управленцев:– Необходимо обеспечить максимально вариативный характер образовательного пространства – лишь при этом условии персонализация станет реальностью, а не благим пожеланием.– При построении как управленческих, так и конкретно дидактических решений, необходимо учитывать социально-экономическую и социокультурную специфику конкретных муниципальных образований и поселений, удерживая растяжку между базовыми культурными нормами и локальным культурным пространством, в рамках которого ученику предстоит осваивать и апробировать эти нормы.– Необходимо выстроить новую предметность, по-прежнему основанную на познавательной дисциплине, но организованную в деятельностном залоге или же предполагающую освоение иначе устроенных явлений действительности, чем те, которые фиксируются научным познанием.– Необходимо, чтобы работники образования ориентировались на ситуации принципиальной неопределённости и в этой ситуации были готовы конструировать и реализовывать новые системы образовательной деятельности.– В рамках дидактических разработок необходимо делать особую исследовательскую и методическую ставку не на «стабильные» возрасты, а на переходы между возрастами.

Материалы конференции, имеющие максимально прикладное значение, способные сорганизовать и сориентировать работу педагогического коллектива, продолжают обрабатываться и публиковаться на информационных ресурсах конференции. Подробнее ознакомиться с материалами конференции можно здесь.

XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Современная дидактика и качество образования» стартовала!

Сегодня, 11 марта 2021 года, в 13:00 по красноярскому времени, стартовала работа XIII Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования», темой которой в этом году является «Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада». В течение двух дней участникам конференции предстоит обсудить и определить, какие вызовы и какие возможности новое поколение производственных и бытовых технологий, прежде всего цифровых, представляет к образовательной практике и к дидактике как к технологии обучения и учения.

Конференцию открыли первый заместитель Министра образования Красноярского края Наталья Викторовна Анохина и ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, к.п.н. Елена Анатольевна Чиганова.

В своей приветственной речи Наталья Викторовна Анохина максимально точно обозначила основные вопросы, которые стоят перед дидактикой и в целом перед системой образования в связи с формированием нового производственного уклада. Во-первых, это необходимость ориентироваться на собственные интересы конкретного ученика, его персональные возможности, а значит, потребность в образовательной индивидуализации. Во-вторых, это необходимость наиболее результативно использовать в образовательном процессе те возможности, которые дают новые цифровые технологии. В-третьих, это необходимость в становлении новых видов грамотностей и сквозных компетенций, обеспечивающих успех человека, как в производстве, так и в быту и в социальных отношениях. Из всех этих трех задач, по мнению Натальи Викторовны, вытекают запросы к новым типам деятельности педагогов, а значит, к требуемым новым профессиональным компетенциям и формам повышения квалификации.

Елена Анатольевна Чиганова отметила, что дистанционный режим проведения конференции «Современная дидактика» в 2021 году обеспечил значительный рост числа её участников. На момент открытия зарегистрировалось более 2 тысяч человек, и это не считая тех людей, которые предполагают подключиться к мероприятиям конференции просто по предложенным ссылкам, без регистрации. Кроме того, более 100 человек обозначились в качестве активных докладчиков. Елена Анатольевна напомнила, что конференция предполагает не просто восприятие подготовленных докладов, но и их активное обсуждение, формирование новых подходов и позиций в режиме живой дискуссии. Конференция продлится два дня. Она включает в себя 6 «лент» (временных блоков), состоящих из увлекательных интерактивных мероприятий – круглых столов, симпозиумов, семинаров, мастер-классов, презентаций. Завершится она экспертной дискуссией, которая пройдет с 16:00 до 18:00 в пятницу, 12 марта.

Приглашаем всех к участию!

Пленарные доклады конференции «Современная дидактика и качество образования — 2021»

Уважаемые участники конференции!

На нашем сайте открылся доступ к просмотру пленарных докладов XIII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада», а также у вас есть возможность оставить свои отзывы и комментарии.

Для ознакомления с пленарными докладами вам необходимо пройти по указанным ниже ссылкам:

Воронцов Алексей Борисович
кандидат педагогических наук, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», г. Москва

«Виды и способы деятельности как основа для проектирования содержания общего образования»

Ковалева Татьяна Михайловна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий лаборатории индивидуализации и непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, президент МТА, г. Москва

«Self skills как ресурс современного образования»

Попов Александр Анатольевич
доктор философских наук, заведующий лабораторией открытого образования ФИРО РАНХиГС, заведующий лабораторией компетентностных практик образования ИСП МГПУ,
генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование», г. Москва

«Расширительные возможности цифровой дидактики в задачно-деятельностном подходе»

Львовский Владимир Александрович
кандидат психологических наук, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, г. Москва

«Деятельностный подход: перекрестки толкований»

Чиганова Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск

«Подходы к построению эко системы профессионального развития: дидактический аспект»  

Изменения в программе конференции «Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада»

Уважаемые коллеги!

В программе конференции произошли некоторые изменения и дополнения.
В настоящий момент на нашем сайте опубликована наиболее актуальная версия программы. Все предыдущие ссылки для скачивания, а также ссылки на странице программы – активны, так как программа обновляется автоматически. Тем не менее, рекомендуем обновить программу, сохраненную на ваших устройствах.

Обновить программу