Видеозаписи пленарных докладов и работы некоторых секций XII конференции

Видео XII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности», 30-31 января 2020 г.

Заключительная площадка конференции

Завершилась красноярская конференция по современной дидактике обсуждением пленарных докладов и традиционной рефлексией.

Виктор Георгиевич Васильев (к. ф-м.н., профессор СФУ) напомнил педагогам об «открытом действии» Д.Б.Эльконина. Открытое действие – это когда родитель вкладывает ребенку в руку игрушечную машинку, начинает вести с ним эту машинку и в определенный момент отпускает его руку. А ребенок продолжает вести машинку сам. В открытом действии появляется самостоятельность, и становится видно, как ребенок начинает действовать сам. Задача учителя состоит в том, чтобы видеть в любых задачах «клеточку» ученического действия, вовремя «отпускать руку». А задача дидактики состоит в том, чтобы научить детей обнаруживать смыслы своего действия и делать шаги самостоятельности по отношению к внешнему миру.

Алексей Борисович Воронцов (к.пед.н., генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель правления Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО», доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва) считает, что традиционное обучение на 80% состоит из трансляции репродуктивных знаний, именно поэтому дети, возвращаясь с летних каникул, забывают – чему их учили в прошлом учебном году, и стартовые контрольные (без повторения пройденного материала) пишут хуже, чем весной. Многолетняя практика показывает, что дети, занимающиеся по программам развивающего обучения – со стартовыми контрольными справляются не хуже, а иногда и лучше, чем с весенними. То есть у них во время каникул мышление не отключается. Это доказывает преимущество развивающего обучения. Если в крае дети учатся в разных системах обучения – традиционной, КСО и РО, то было бы интересно провести сравнительные исследования по учебной самостоятельности для этих детей (5-ые, 9-ые классы) и сравнить результаты. Где проявляется настоящее образование, а где под тонким слоем КСО и РО прячется традиционное обучение?

Павел Аркадьевич Сергоманов (к.психол.н., ВРИО директора Психологического института РАО, г. Москва) предупреждает, что в дискуссиях о самостоятельности нужно различать и обсуждать и самостоятельное и автономное действие. Также нам не обойтись без интерпретации авторских школ, которые в настоящее время воспринимаются в негативном ключе и без развития модели периодизации развития учителя. Оксана Семёновна Островерх (доцент СФУ, директор детского развивающего центра «Зебра») предлагает для усиления модели периодизации развития учителя нужно развернуть ее не в описательном ключе, а управленческой и проектной позиции, должен быть конструктив – что с этим делать управленцам. А Андрей Викторович Бутенко (к.физ-мат.н., доцент СФУ) отметил, что модель периодизации развития учителя будет интересна, когда в ней будет видно, в каком отношении проявляется искусственное (через управление) сжатие этапов развития педагога.

Артем Симонович Соловейчик (главный редактор Издательского дома «Первое сентября», г. Москва) говорит о том, что главная задача учителя – учить всех без отбора и без разбора, не теряя достоинства. Другого способа преодолеть кризис в образовании у нас нет. А задача дидактики заключается в том, чтобы учитель понимал – как можно это делать – учить всех и каждого.

Татьяна Михайловна Ковалева (д.пед.н., проф., зав. лабораторией индивидуализации и непрерывного образования ИНО МГПУ, Президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации, г. Москва) считает, что, несмотря на интенсивный обмен педагогическим опытом во время конференции, конференция по дидактике предназначена не для решения текущих задач, а для определения задач стратегического развития дидактики в современных условиях развития искусственного интеллекта и быстро меняющегося мира. Татьяна Михайловна поделилась своими соображениями, как произошел переход от концепта «знания – умения — навыки» к концепту «компетентности», и чем сейчас обусловлен переход от концепта «компетентности» к «грамотностям». «Вписать» «функциональные грамотности» в педагогику – одна из задач конференции по современной дидактике.

Несколько интересных тезисов высказал Геннадий Николаевич Блинов (начальник отдела экспертизы проектов и привлечения инвестиций Центра социально-экономического мониторинга и инвестиционной деятельности):

— мы продвигаемся от дидактики объясняющей — к дидактике, порождающей взаимодействие;

— субъектом является образовательная общность, как открытая целостность вхождения в позиционную карту;

— заниматься самообразованием, учить себя – значит, относится к себе — как к другому, то есть рефлексивно…

Артем Симонович Соловейчик напомнил о том, что нужно много времени посвящать родителям, и обсуждать с ними темы, актуальные и для родителей, и для учителей, например, тему «Как сохранить доверие детей».

Работа секций во второй день конференции

На площадках второго дня конференции продолжился обмен опытом и разговор о современной дидактике и ее дальнейшем развитии.

На одной из дискуссионных площадок конференции красноярские, московские и ярославские эксперты обсудили подходы к построению региональной модели непрерывного профессионального мастерства педагогических работников. В обозримом будущем в рамках реализации национального проекта в крае начнет действовать Центр непрерывного профессионального педагогического мастерства по модели «Стандарт» (ЦНППМ), который будет заниматься становлением функциональной грамотности педагогов, непрерывным ростом профессионального мастерства, становлением самостоятельности учителя и, в конечном счете — становлением способности учителя добиваться новых образовательных результатов школьников.

Представленный проект региональной модели НППМ находится в разработке, поэтому в его адрес прозвучало много вопросов, идей и предложений экспертов, которые могут быть взяты на вооружении для совершенствования проекта.
Вот лишь некоторые из них:
Чем будет отличаться повышение проф.мастерства педагогов от традиционного повышения квалификации – более практикоориентированными формами обучения (стажировки, пробы, эксперименты, собственные проекты, сопровождение), фокусированием внимания на тематике функциональных грамотностей, или новым содержанием проф.мастерства?

Что является ключевой «клеточкой» проф.мастерства, в отличие от повышения квалификации. И в чем будет состоять «прирост» проф.мастерства?

Должны ли центры НППМ заниматься определением профессиональных дефицитов учителей, изучением образовательных запросов, существующих в муниципалитетах и школах, и оказывать услуги по ликвидации обнаруженных дефицитов и удовлетворению этих запросов? (То есть должны ли Центры НППМ работать на решение сиюминутных задач или придерживаться стратегической линии развития образования в крае?)

Каким образом новые центры будут сотрудничать с муниципалитетами края и будут ли они «заточены» на помощь в решении специфических образовательных проблем территорий края?

Каким образом новая институция должна встроиться в существующую региональную систему образования, и должно ли сотрудничество с образовательными организациями края и страны носить характер научного сопровождения?

Будут ли центры НППМ «взращивать» мастерство педагогов или они будут предоставлять педагогам возможности и площадки для реализации педагогических идей и развития их мастерства?

Могут ли центры НППМ быть педагогическим инкубатором, своеобразной «фабрикой» — с лабораториями, проектными и патентными бюро, биржами…?

Будут ли центры НППМ экспертами образовательных программ ДПО всего региона и навигаторами в сфере ДПО?

Каким образом педагоги края могут понять, что новый центр нужен для их профессионального развития, что им без него не обойтись?

На мастер-классе «Технология решения проблем в формировании учебной самостоятельности» участники познакомились с двумя техниками рефрейминга «Снятие ментальных блоков» и «Лестница Абстракции».

В начале мероприятия каждый участник высказал свои ментальные блоки по поводу того, почему развитие самостоятельности в школе не удаётся. Затем в группах участники мастер-класса «перефразировали» ментальные блоки коллег, показав позитивную сторону блока. В результате данного такта удалось частично снять напряжение и увидеть, как проблема может быть представлена позитивно с помощью креативного (дивергентного) мышления.

Второй и самый трудоёмкий текст — «Лестница Абстракции». Работая в мини группах, участники определяли, для чего нужно формировать самостоятельность и какие конкретные шаги можно предпринять. «Двигаясь» вверх и вниз по лестнице, – от конкретного к абстрактному, – 7 групп выработали решения проблем, поставив цели и предложив конкретные решения для их достижения.

Второй день конференции включал в себя несколько презентационных площадок, на которых был представлен опыт реализации проектов. Например, на презентационной площадке «Образовательное событие как условие становления учебной деятельности» Т.А. Жихарева презентовала образовательное событие, организованное в рамках проекта «Школьные меридианы». Докладчиком обозначены 2 этапа создания образовательного события (подготовительный, разработческий) и его структурные элементы: проблема, тема, цель, содержание. Отметим, что на протяжении всей работы презентационной площадки слушатели находились в активной позиции – вовлекались в дискуссию, осуществляли пробы в формулировании проблемы, темы, цели образовательного события.

На презентационной площадке «Оценка уровня учебной самостоятельности: электронный инструментарий оценки итогового проекта учащихся 9 класса», «Электронное портфолио учащегося» (модератор Т.И. Федулова) выдвинут тезис, что уровень сформированности учебной самостоятельности зависит от уровня сформированности УУД. Представленный инструментарий позволяет оценивать универсальные учебные действия в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Отмечены следующие положительные моменты введения электронного инструментария:

• обработка образовательных результатов и оформление портфолио обучащихся в автоматическом режиме;

• планирование дальнейшей продуктивной работы над устранением выявленных дефицитов благодаря объективной оценке образовательных результатов;

• наблюдение, отслеживание динамики каждого ученика и класса в целом.

Участникам секции «Интеллектуальные соревнования для обучающихся 5-9 классов: пространство для тьютерского сопровождения и учебной самостоятельности» был представлен к обсуждению проект: «Инфраструктура интеллектуальных соревнований в г. Красноярске». Ведущими было раскрыто само понятие «интеллектуальные соревнования». Были актуализированы возможности и необходимость тьютерского сопровождения и подготовки к Олимпиадам учащихся 5-9 классов.

Предложены способы исследования ресурсов г. Красноярска, которые помогают учащимся 5-9 классов достигать высоких результатов на Олимпиадах. Уточнялись возможные организационные ресурсы и был представлен обзор ближайших образовательных событий, важность которых заключается в креативном подходе к организации и содержанию.

Второй день конференции завершился обсуждением пленарных докладов на мероприятии под названием аквариум «Диалоги об учебной самостоятельности (по материалам пленарных докладов)» и традиционной рефлексией.