Конференция «Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада» завершила свою работу. Обзор полученных результатов

Завершила свою работу ежегодная, XIII конференция «Современная дидактика и качество образования», организуемая с 2009 года Министерством образования Красноярского края и Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В 2021 году тема конференции была в максимальной степени привязана к актуальным технологическим, социально-экономическим и социокультурным изменениям – к становлению нового технологического уклада и к тем механизмам, за счёт которых он воздействует на сферу образования, в том числе, на дидактику как познавательную дисциплину, обеспечивающую результативные процессы обучения и учения. Именно поэтому специальная тема конференции была сформулирована как «Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада».

В 2021 году конференция воспроизводила популярную образовательную технологию «перевернутый класс»: пленарные доклады, содержащие базовые содержательные установки, были сделаны заблаговременно и опубликованы как видео-ролики, чтобы все участники конференции могли ими оперативно воспользоваться как своими ресурсами. Обсуждение докладов также происходило в режиме комментариев в чате на информационных ресурсах конференции. Основной же процесс происходил в максимально интерактивных деятельностных форматах, предполагающих формирование новых научных и методических представлений «здесь и сейчас». И уже в конце конференции те же эксперты, которые выступали с пленарными докладами, провели рефлексию её общих результатов и зафиксировали основные направления и рациональные решения в развитии современной дидактики.

В течение двух дней работы конференции состоялось 6 лент по 90 минут, каждая из которых включала в себя от 3 до 6 деятельностных площадок. Всего в рамках конференции, не считая её пленарной части, содержательной процедуры открытия и итоговой дискуссии, состоялось 35 площадок, характеризующихся многообразием тем и форм проведения. При этом были четко обозначены базовые тематические направления:

– Основные принципы, средства реализации, результаты деятельностного подхода в образовании в контексте новых реалий.

– Модели новой школы, в том числе, основные параметры их цифровой среды и механизмы управления.

– Актуальные задачи индивидуализации и персонализации образовательного процесса, требования и ограничения их решения, конкретные технологии и инструменты (в том числе, модели и инструменты соответствующих педагогических позиций – тренеров, наставников и др.).

– Возможности и «точки применения» существующих инновационных педагогических разработок в ситуации смены технологического уклада (например, способа диалектического обучения).

– Формирование современных видов и типов грамотности: актуальность, задачи, конкретные технологии и соответствующие им практики.

– Задачи и наиболее результативные модели преобразования конкретных учебных дисциплин и направлений образовательной деятельности (например, дошкольного образования) при становлении нового технологического уклада.

– Новые направления работы с родителями, порождаемые социальными и культурными переменами, и соответствующий им инструментарий.

Каждое из этих направлений обусловлено новыми инфраструктурно-технологическими, социально-экономическими, культурно-психологическими реалиями, в том числе, проявляющимися в ходе взаимодействия с родителями учеников и с самими учениками.

В результате своей работы площадки представили широкий спектр предложений к новым дидактическим разработкам и механизмам их внедрения, актуальных как для Красноярского края, так и в целом для Российской Федерации. Наиболее часто встречающиеся рекомендации оказались связаны с определенными процессами:

  • внедрением в образовательную практику конкретных деятельностных методик или комплексных технологий;
  • организацией и методическим обеспечением работы педагогов по реконструкции и анализу актуальной образовательной ситуации учеников;
  • более точным определением базовых понятий и категорий образовательной деятельности, а на этой основе – с корректировкой конкретных механизмов деятельности;
  • построением многопозиционной системы педагогического сопровождения тех или иных процессов.

Итоги конференции подводили:

  • Чиганова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск;
  • Ильина Нина Фёдоровна, доктор педагогических наук, проректор по научно-методической и внебюджетной деятельности, ученый секретарь Ученого совета Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск;
  • Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», г. Москва;
  • Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лаборатории индивидуализации и непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, президент МТА, г. Москва;
  • Попов Александр Анатольевич, доктор философских наук, заведующий лабораторией открытого образования ФИРО РАНХиГС, заведующий лабораторией компетентностных практик образования ИСП МГПУ, генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование», г. Москва;
  • Львовский Владимир Александрович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, г. Москва;
  • Блинов Геннадий Николаевич, методист центра развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Красноярск;
  • Бутенко Андрей Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Сибирского федерального университета, г. Красноярск (модератор итоговой экспертной дискуссии).

Ильина Н.Ф. была не только модератором итоговой дискуссии, но и автором собственных тезисов, активным участником обсуждения, помогающим спикерам оформить ключевые тезисы.
В ходе этой дискуссии спикерами были проблематизированы как различные представления о механизме детерминирующего воздействия современных инноваций на сферу образования, так и некоторые базовые понятия. Так, А.Б. Воронцов обозначил, что технологический уклад не влияет на дидактику напрямую, определяет ее лишь через систему образовательных результатов. В.А. Львовский даже назвал своё выступление «Деятельностный подход в образовании: миф или реальность». Одновременно Т.М. Ковалева поставила вопрос о наиболее точных и функциональных определениях актуального в наше время типа мышления и экосистемного подхода в образовании.

Подробное описание итоговой экспертной дискуссии мы представим вашему вниманию позднее. Пока зафиксируем лишь основные ее выводы, которые могут быть успешно использованы в работе и педагогов, и управленцев:– Необходимо обеспечить максимально вариативный характер образовательного пространства – лишь при этом условии персонализация станет реальностью, а не благим пожеланием.– При построении как управленческих, так и конкретно дидактических решений, необходимо учитывать социально-экономическую и социокультурную специфику конкретных муниципальных образований и поселений, удерживая растяжку между базовыми культурными нормами и локальным культурным пространством, в рамках которого ученику предстоит осваивать и апробировать эти нормы.– Необходимо выстроить новую предметность, по-прежнему основанную на познавательной дисциплине, но организованную в деятельностном залоге или же предполагающую освоение иначе устроенных явлений действительности, чем те, которые фиксируются научным познанием.– Необходимо, чтобы работники образования ориентировались на ситуации принципиальной неопределённости и в этой ситуации были готовы конструировать и реализовывать новые системы образовательной деятельности.– В рамках дидактических разработок необходимо делать особую исследовательскую и методическую ставку не на «стабильные» возрасты, а на переходы между возрастами.

Материалы конференции, имеющие максимально прикладное значение, способные сорганизовать и сориентировать работу педагогического коллектива, продолжают обрабатываться и публиковаться на информационных ресурсах конференции. Подробнее ознакомиться с материалами конференции можно здесь.

XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Современная дидактика и качество образования» стартовала!

Сегодня, 11 марта 2021 года, в 13:00 по красноярскому времени, стартовала работа XIII Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования», темой которой в этом году является «Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада». В течение двух дней участникам конференции предстоит обсудить и определить, какие вызовы и какие возможности новое поколение производственных и бытовых технологий, прежде всего цифровых, представляет к образовательной практике и к дидактике как к технологии обучения и учения.

Конференцию открыли первый заместитель Министра образования Красноярского края Наталья Викторовна Анохина и ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, к.п.н. Елена Анатольевна Чиганова.

В своей приветственной речи Наталья Викторовна Анохина максимально точно обозначила основные вопросы, которые стоят перед дидактикой и в целом перед системой образования в связи с формированием нового производственного уклада. Во-первых, это необходимость ориентироваться на собственные интересы конкретного ученика, его персональные возможности, а значит, потребность в образовательной индивидуализации. Во-вторых, это необходимость наиболее результативно использовать в образовательном процессе те возможности, которые дают новые цифровые технологии. В-третьих, это необходимость в становлении новых видов грамотностей и сквозных компетенций, обеспечивающих успех человека, как в производстве, так и в быту и в социальных отношениях. Из всех этих трех задач, по мнению Натальи Викторовны, вытекают запросы к новым типам деятельности педагогов, а значит, к требуемым новым профессиональным компетенциям и формам повышения квалификации.

Елена Анатольевна Чиганова отметила, что дистанционный режим проведения конференции «Современная дидактика» в 2021 году обеспечил значительный рост числа её участников. На момент открытия зарегистрировалось более 2 тысяч человек, и это не считая тех людей, которые предполагают подключиться к мероприятиям конференции просто по предложенным ссылкам, без регистрации. Кроме того, более 100 человек обозначились в качестве активных докладчиков. Елена Анатольевна напомнила, что конференция предполагает не просто восприятие подготовленных докладов, но и их активное обсуждение, формирование новых подходов и позиций в режиме живой дискуссии. Конференция продлится два дня. Она включает в себя 6 «лент» (временных блоков), состоящих из увлекательных интерактивных мероприятий – круглых столов, симпозиумов, семинаров, мастер-классов, презентаций. Завершится она экспертной дискуссией, которая пройдет с 16:00 до 18:00 в пятницу, 12 марта.

Приглашаем всех к участию!

Пленарные доклады конференции «Современная дидактика и качество образования — 2021»

Уважаемые участники конференции!

На нашем сайте открылся доступ к просмотру пленарных докладов XIII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада», а также у вас есть возможность оставить свои отзывы и комментарии.

Для ознакомления с пленарными докладами вам необходимо пройти по указанным ниже ссылкам:

Воронцов Алексей Борисович
кандидат педагогических наук, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», г. Москва

«Виды и способы деятельности как основа для проектирования содержания общего образования»

Ковалева Татьяна Михайловна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий лаборатории индивидуализации и непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, президент МТА, г. Москва

«Self skills как ресурс современного образования»

Попов Александр Анатольевич
доктор философских наук, заведующий лабораторией открытого образования ФИРО РАНХиГС, заведующий лабораторией компетентностных практик образования ИСП МГПУ,
генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование», г. Москва

«Расширительные возможности цифровой дидактики в задачно-деятельностном подходе»

Львовский Владимир Александрович
кандидат психологических наук, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, г. Москва

«Деятельностный подход: перекрестки толкований»

Чиганова Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск

«Подходы к построению эко системы профессионального развития: дидактический аспект»  

Изменения в программе конференции «Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада»

Уважаемые коллеги!

В программе конференции произошли некоторые изменения и дополнения.
В настоящий момент на нашем сайте опубликована наиболее актуальная версия программы. Все предыдущие ссылки для скачивания, а также ссылки на странице программы – активны, так как программа обновляется автоматически. Тем не менее, рекомендуем обновить программу, сохраненную на ваших устройствах.

Обновить программу

Началась регистрация участников конференции «Современная дидактика – 2021»

Уважаемые коллеги!

Продолжается подготовка к знаковому ежегодному событию в системе образования Красноярского края и всей Российской Федерации – к XIII конференции «Современная дидактика и качество образования».

Началась регистрация участников площадок конференции!

Зарегистрироваться для участия в работе площадок вы можете, перейдя по ссылкам программы конференции на сайте КК ИПК, или сохранить программу на вашем устройстве.

Интервью с ректором КК ИПК Е.А.Чигановой

19 февраля 2021 года состоялось интервью с ректором Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки, кандидатом педагогических наук, Еленой Анатольевной Чигановой, в котором Елена Анатольевна рассказала о предстоящей конференции «Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада».

Конференция «Современная дидактика и качество образования» – 2021: старт

Уже началась подготовка к знаковому ежегодному событию в системе образования Красноярского края, да и всей Российской Федерации – к очередной XIII конференции «Современная дидактика и качество образования».

Начиная с 2009 года, в рамках этой конференции в Красноярске собираются специалисты по вопросам образования (от экспертов международных организаций до педагогов общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования), чтобы обсудить тот или иной важный вопрос, связанный с новыми, актуальными, результативными методами и технологиями обучения, позволяющими наилучшим образом решать актуальные социокультурные задачи. В 2021 году конференция будет очно-виртуальной, в связи с продолжающейся пандемией коронавируса. Но прежними останутся острота поставленных проблем, яркость дискуссий, практическая польза от полученных выводов и решений.

В этом году работа конференции будет организована в рамках принципиально значимой и при этом очень комплексной темы – «Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада».

Каждый новый шаг в развитии дидактики, начиная с Яна Амоса Коменского, был либо синхронен появлению нового технологического уклада, либо был напрямую обусловлен этим новым укладом – от мануфактуры до автоматизации и компьютеризации производства. Сейчас формируется очередной технологический уклад. Эксперты расходятся в мнениях, какой он по счёту. Но, независимо от порядкового номера, его наступление видно невооруженным глазом: электродвигатели идут на смену двигателям внутреннего сгорания, делает успехи альтернативная энергетика, совершенствуются и одновременно дешевеют 3D-принтеры, огромные заводы сменяются сетями мелких предприятий, составляющих единую производственную цепочку.

Какое же новое качество дидактики будет порождено этим новым технологическим укладом? Как изменится предмет учения, и изменится ли? Продолжится ли движение в сторону индивидуализации образования или, наоборот, повернется вспять? Останется ли деятельностный подход в обучении передовым и прогрессивным, или его неожиданно для нас сменит новый подход, опирающийся на новую парадигму? Какие педагогические школы, идеи, модели сумеют дать ответ на основные вызовы нового уклада, а каким придется перестраиваться, чтобы сохранить свою актуальность?

Все эти вопросы и многие другие будут обсуждаться на конференции «Современная дидактика» 2021 года!

Регистрация для участия в конференции откроется не ранее 24 февраля.

Следите за нашими новостями!

Видеозаписи пленарных докладов и работы некоторых секций XII конференции

Видео XII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности», 30-31 января 2020 г.

Регистрация на отдельные мероприятия XII конференции

Начинается электронная регистрация на площадки XII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности», которая состоится 30-31 января 2020 года.
Для регистрации необходимо в программе конференции нажать на гиперссылку интересующей Вас площадки.

Место проведения: г. Красноярск, ул. Борисова, 5, физико-математическая школа СФУ.

О предстоящей XII конференции

30–31 января 2020 года в г. Красноярске проводится XII Всероссийская научно-методическую конференцию «Современная дидактика и качество образования».
Тема конференции 2020 года: «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности».
Официальное информационное письмо для организаций профессионального образования
Официальное информационное письмо для муниципальных управлений образования, образовательных организаций, методических служб

Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:

  1. Становление учебной самостоятельности в образовательной общности: от диффузной группы до коллектива.
  2. Специальным образом организованная кооперация обучающихся как условие (основа) становления учебной самостоятельности.
  3. Как изменяется школьное обучение в связи с повышением уровня учебной самостоятельности обучающихся вне школы?
  4. Кто ведущий субъект учебной самостоятельности с позиций дидактики (обучающийся, учебный коллектив, учитель)?
  5. Какому субъекту присуща учебная самостоятельность?
  6. Дидактические характеристики учебной самостоятельности
    в разные возрастные, периоды.

XI конференция: основания перемен в организации учения

24-25 января 2019 года состоится XI Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: основания перемен в организации учения», проводимая Красноярским краевым институтом повышения квалификации по заказу Министерства образования Красноярского края. (Скачать официальное письмо: в формате pdf или в doc.)
Предназначение конференции: обсуждение изменения целей, содержания, технологий, дидактических средств образовательной деятельности в связи с социальными изменениями современного детства, структурными и функциональными изменениями системы образования, происходящими в настоящее время.
Основная идея конференции. Изменение системы образования, с одной стороны, влечет за собой изменение дидактики (как науки и как области практики), с другой – реализация в проектном (экспериментальном) режиме новых дидактических систем или компонентов дидактики в рамках локальных проектов может стать отправной точкой для конструирования новой образовательной системы. Поэтому на конференции планируется обсуждение того, какие факторы, условия влияют на изменение (развитие) дидактики и какими должны быть основные характеристики дидактики исходя из этих объективированных требований социально-экономического и социокультурного развития; представляют ли собой дидактические разработки, в том числе регулярно представляемые в ходе конференции, адекватные ответы на объективные требования и вызовы.
Исходя из этого тематика больших пленумов будет посвящена обсуждению исследований и форсайтов, которые являются рамочными в отношении изменения дидактики, предъявлению дидактических разработок в обозначенной выше рамке.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Какие есть реальные основания перемен организации учения в школах России?
2. При каких условиях новые дидактические модели могут стать массовыми и, в конечном счете, системообразующими для образования как социального института?
3. Какими могут быть сценарии практического массового внедрения новых дидактических моделей?
Организаторы конференции приглашают ученых, управленцев, методистов, профессорско-преподавательский состав, студентов педагогических специальностей, специалистов разного профиля, заинтересованных в поиске новых теоретических и методических идей, а также в обсуждении практических находок и разработок.
Место проведения: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск, ул. Матросова, 19.

Участие бесплатное!

Зарегистрироваться на конференцию Вы можете, пройдя по ссылке.

Контактная информация: телефон +7 (391) 206-99-76 (доб.788).

19.01.2018 завершилась Х конференция

DSC_0132

18-19 января 2018 г. успешно состоялась X Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: учительский коллектив и новая практика обучения».

DSC_0028 DSC_0022DSC_0117DSC_1001 DSC_0047 DSC_0005
Итоговая программа конференции-2018
Презентации, видео пленарных докладов и их обсуждения, а также завершающего пленарного заседания размещены в разделе «Материалы X-й конференции«.

X конференция: учительский коллектив и новая практика обучения

dsc_055318-19 января 2018 года состоится
X
Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: учительский коллектив и новая практика обучения», проводимая Красноярским краевым институтом повышения квалификации по заказу Министерства образования Красноярского края.

(Cкачать официальное письмо )
Объединение учителей является неотъемлемой частью практики массового обучения, и через него можно просматривать все другие дидактические аспекты. С другой стороны, существенные изменения практики обучения связаны с деятельностью не отдельного учителя, а учительских команд как «целостных субъектов».

Обсуждаемые вопросы:

  • Чем отличается учительский коллектив от суммы учителей?
  • В чем разница между обыденным употреблением термина и понятием «коллектив»?
  • Каково современное прочтение понятия «учительский коллектив» в свете новых тенденций обучения и разделения педагогического труда?
  • Что значит «учительский коллектив» в деле создания новой практики обучения?
  • Какова структура современного учебного процесса и соответствующая ей структурная единица коллективного субъекта «учительский коллектив»?
  • Какими качествами должен обладать учительский коллектив как субъект новой образовательной практики?
  • Каковы способы формирования такого учительского коллектива?
  • Какой масштаб изменений в образовательной практике требует наличия учительских коллективов как целостных субъектов?
  • Какова стратегия развития практики обучения, на которую должен быть ориентирован учительский коллектив?
  • В какой педагогической деятельности учительский коллектив  должен быть ведущим субъектом, а в какой – просто значимым?
  • Какие изменения в  педагогической  деятельности требуют изменений в учительском  коллективе?
  • Каково соотношение индивидуальных педагогических квалификаций и специфики учительского коллектива, в котором происходит их рост?

Организаторы конференции приглашают ученых, управленцев, методистов, преподавателей, студентов педагогических специальностей, специалистов разного профиля, заинтересованных в поиске новых теоретических и методических идей, а также в обсуждении практических находок и разработок.

Участие бесплатное! При условии двухдневного участия будет выдан сертификат.

А для такой практики обучения какое необходимо объединение учителей? Конечно же, коллектив!

Краснотуранская средняя общеобразовательная школа взяла курс на переход к организации обучения, основанного на индивидуальных программах обучающихся. О пробах рассказывается в ролике.

В 2017 г. школа получила грант в рамках ФЦПРО (федеральной целевой программы развития образования) по направлению «Инновационные проекты и программы для обновления существующих и создания новых технологий обучения и воспитания».

Общая информация о конференции

Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования» проводится ежегодно с 2009 г. в январе. Замысел конференции родился после трагического события – ухода из жизни выдающегося дидакта современности Виталия Кузьмича Дьяченко. Конференция проводится Красноярским ИПК работников образования при поддержке министерства образования и науки Красноярского края и Российской академии образования.

Предназначения конференции:
  • 1) организовать дискуссию представителей разных подходов и направлений;
  • 2) понять нынешнее состояние и оформить проблемы становления современной дидактики;
  • 3) инициировать появление разных программ дидактических исследований и инновационных изысканий по становлению новой образовательной практики.

Непосредственный организатор конференции с 2009 по 2018 годы (I-X-й конференций) — лаборатория методологии и технологии коллективного способа обучения ККИПК (или другой материал сайте «Коллективный способ обучения»).

Тематизм прошедших конференций:
I-я, 2009 г., «Современная дидактика и качество образования»
II-я, 2010 г., «Современная дидактика и качество образования: проблемы и решения новой школы»
III-я, 2011 г., «Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов»
IV-я, 2012 г., «Современная дидактика и качество образования: обеспечение индивидуального прогресса в обучении»
V-я, 2013 г., «Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения»
VI-я, 2014 г., «Современная дидактика и качество образования: возможности дидактики Коменского и вызовы XXI века»
VII-я, 2015 г., «Современная дидактика и качество образования: в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты?»
VIII-я, 2016 г., «Современная дидактика и качество образования: соотношение индивидуального и коллективного в обучении»
IX-я, 2017 г., «Современная дидактика и качество образования: становление не классно-урочных систем обучения»
Х-я, 2018 г., «Современная дидактика и качество образования: учительский коллектив и новая практика обучения»